Жизнь старой крепости
Позвольте вам представить — Новодвинская крепость. Прошу отнестись с должным уважением и вниманием. Да, внешностью скромна. Зато какие родственные связи! Как-никак, бабушка самой Петропавловской крепости.
На реке Северная Двина, близ Белого моря, царь Петр заложил по новой моде крепость. Прямые линии, строги обводы, защитные каналы и пушки. Звучит гордо, но новая мода была скромна и со старомодными европейскими замками соперничать во внешнем эффекте не могла. Взгляни со стороны, прямоугольник стен — вот и вся крепость.
Потому в нынешнее время такие исторические сооружения собирают куда как меньше любопытных туристов, а живущие по соседству скользят почти равнодушным взглядом.
Но не столь давно мне довелось лицезреть настоящее чудо. В тот день, в День Новодвинской крепости я понял старую мудрость. Сердце любой твердыни, ее душе, - это люди.
На праздник собрались реконструкторы. Было их не столь много, чтобы размашисто восстановить какое-то событие, да и не было тех событий почти что в нашей губернии. Сумели гости сотворить куда как более интересную вещь.
За стенами крепости и подле них были раскинуты шатры, где кипела, шумела и дымила жизнь. «Пушкарская слобода» - вот такое название дали гости своему лагерю. Желаете взглянуть на сами пушки, амуницию и оружие? Пожалуйста. Хотите попробовать поработать с деревом, али в походной кузне взять молот в руки? Милости просим, жизнь солдатская ремонтом всегда полна была. Пули отлить, в стрельбе или строевом бое себя опробовать, тетиву лука натянуть? Все здесь имеется, не извольте беспокоиться.
И крепость ожила. Тысячи людей прошли за один день через раскинувшийся лагерь. Без передыха звенела сталь, пороховой дым полз по земле (поверьте, когда даже пара десятков стрелецких пищалей дает пару-тройку залпов, грохота и дыма хватает на всех), гул голосов до краев наполнял крепость.
Пестрые кафтаны, камзолы и сюртуки, трепещущие на ветру шатры и палатки. Запах кожи, нагретой смолы, накаленного металла и свежего дерева. И скрип перьев по грубой бумаге. А вы что думали? Без писарей ни одна армия жить не может, так что желающие могли и в письме поупражняться, настоящими перьями да чернилами.
Удивительный день. Мне доводилось бывать на реконструкциях и фестивалях, не раз, притом куда как масштабнее. Но небольшой лагерь в старых стенах, на берегу широкой северной реки, стал самым живым на моей памяти. Здесь можно было ощутить тонкую нить времени, забыть на пару часов, где именно ты находишься.